Резолюция первого всероссийского съезда преподавателей математики

Труды I Всероссийского съезда преподавателей математики 27.12.1911–03.01.1912

Том первый, СПб, тип «Север», 1913, с. 568–571 (см. http://mathedu.ru/,
Журнал "Математическое образование", 1912, №2, с. 86–88 и публикацию в XXI веке Ревекки Залмановны Гушель)

Первый Всероссийский съезд преподавателей математики, заслушав и обсудив доклады по всем вопросам, относящимся к программе съезда, пришел к следующим заключениям:

  1. Съезд признает необходимым поднять самодеятельность и активность учащихся, а также усилить наглядность преподавания на всех его ступенях, и в то же время повысить логический элемент в старших классах, считаясь, однако, с психологическими особенностями возраста учащихся и с доступностью для них преподаваемого материала.
  2. Съезд признает своевременным опустить из курса математики средней шкоды некоторые вопросы второстепенного значения, провести через весь курс и ярко осветить идею функциональной зависимости, а также — в целях сближении преподавания в средней школе с требованиями современной науки и жизни — ознакомить учащихся с простейшими и наиболее доступными им идеями аналитической геометрии и анализа.
  3. Съезд признает крайне желательным, чтобы авторы настоящих и будущих учебников приняли во внимание точки зрения, изложенные во 2-м пункте настоящих резолюций. В частности, признается желательной выработка задачников, соответствующих кругу интересов учащихся на каждой ступени их обучения и включающих в себя данные из физики, космографии, механики и пр., а также составление математической хрестоматии, дополняющей и углубляющей сведения, выносимые учащимися из обязательной программы.
  4. Съезд признает желательной подробную разработку вопроса о такой организации преподавания в средней школе, которая, сохраняя общеобразовательный ее характер, допускала бы специализацию в старших классах, приноровленную к индивидуальным способностям учащихся и удовлетворяющую требованиям высшей школы.
  5. Съезд признает желательным, чтобы наиболее одаренные в математическом отношении учащиеся могли найти в учебном заведении удовлетворение своим запросам, а также организованное руководительство со стороны учебного персонала.
  6. Съезд признает желательным, чтобы университет без ущерба для главного своего назначения — служить науке и научному образованию — усилил свое преподавание элементами, необходимыми для будущего преподавателя средней школы.
  7. Съезд признает необходимым, чтобы кандидаты в преподаватели по окончании высшего учебного заведения получали специальную педагогическую подготовку на курсах, возможно лучше обеспеченных преподавательскими силами и материальными средствами.
  8. Съезд считает необходимым, помимо постоянных курсов, устраивать для освежения как научной, так и педагогической подготовки учителей средних учебных заведений, также краткосрочные курсы и съезды.
  9. В целях повышения специального и педагогического самообразования преподавателей желательно, чтобы библиотеки учебных заведений были в полной мере снабжены необходимыми учебными, методическими сочинениями, справочными изданиями и журналами.
  10. Съезд признает желательным, чтобы педагогическим советам учебных заведений было предоставлено больше самостоятельности в деле распределения учебного материала по классам и в выборе учебных руководств.
  11. Съезд признает желательным повысить в женских средних учебных заведениях уровень преподавания математики, как в виду высокого образовательного значения этого предмета, так и в виду широкого стремления оканчивающих женскую школу к высшему образованию.
  12. Сознавая всю сложность высказанных здесь пожеланий, Съезд признает необходимым проявить соответствующую осторожность при всех начинаниях, касающихся проведения их в жизнь. Ввиду этого, Съезд выразил настоящие резолюции в весьма общей форме и поручает Организационному Комитету 2-го Съезда составить комиссии, которые занялись бы тщательной и детальной обработкой высказанных здесь общих пожеланий.
  13. Доклады этих комиссий необходимо отпечатать и не позже, чем за 3 месяца до начала 2-го Съезда, разослать состоящим при всех ведомствах ученым комитетам, советам и конференциям высших учебных заведений, математическим обществам и кружкам, преподавателям математики средних учебных заведений, а также органам педагогической печати.

    Обсуждение этих докладов и постановлений по ним окончательных решений должно составить главную задачу 2-го Всероссийского Съезда преподавателей математики.

  14. Съезд признает желательным, чтобы отдельные члены его представили в организуемые комиссии свои соображения по указанным в предыдущих пунктах вопросам. Соображения эти, если не будут включены в доклады, должны быть к ним приложены.
  15. В виду того, что крайне серьезный вопрос об экзаменах и письменных работах обсуждался только в одной из секций и не прошел через общее собрание, Съезд, признавая неудовлетворительность современной постановки этого дела в средней школе и необходимость коренных в ней изменений, поручает Организационному Комитету 2-го Съезда организовать отдельную комиссию, в которую передать и поступившие по этому вопросу из 2-ой секции заявления.
  16. Съезд выражает желание, чтобы на 2-ом Съезде преподавателей математики были образованы особые секции преподавателей женских, технических и коммерческих учебных заведений и чтобы туда были представлены доклады о переработке программ математики этих учебных заведений.
  17. В виду того, что в настоящее время в различных местах России работает довольно много математических кружков, желательно создание особой организации, которая, оставляя эти кружки вполне самостоятельными, объединила бы их на почве общих интересов и стремлений.
  18. Съезд выражает свою признательность тем органам печати, которые служили и служат делу преподавания математических наук, и приветствует начинание Московского Математического кружка, выразившееся в издании журнала «Математическое Образование», который включил в свои задачи содействие взаимному осведомлению обществ и кружков, посвящающих себя делу математического образования.
  19. Съезд признает необходимым созвать Второй Всероссийский Съезд преподавателей математики в Москве в декабре 1913-го года и просить Московский Математический Кружок, ввиду выраженной председателем и присутствующими его членами готовности организовать Второй Съезд, взять на себя выполнение этой задачи.
  20. Съезд поручает своему Организационному Комитету сообщить настоящие свои постановления Министрам и Главноуправляющим, в ведении которых находятся средние учебные заведения.