XIX Международная конференция
по народному образованию (1956)

Рекомендация «Обучение математике в средней школе»

 

Перевод опубликован
Мат.просв., 2 сер. №1 (1957), с. 15–22

XIX Международная конференция по народному образованию,
созванная в Женеве ЮНЕСКО и Международным бюро по образованию,
собравшаяся 9/VII 1956 г. на XIX сессию, приняла 17 июля 1956 г. следующую рекомендацию.

 

Конференция:

Исходя из того, что математика всегда обладала неоспоримой культурной и практической ценностью и важной ролью в научном, технологическом и экономическом прогрессе, и что современная ситуация в области математики не имеет прецедентов в истории,

Исходя из того, что математическое образование является благом и правом для каждого человека, независимо от его национальности, пола, положения и вида деятельности,

Исходя из того, что в целях прогресса и процветания человечества, необходимо повысить общий математический уровень, чтобы соответствовать современному уровню науки и технологии,

Исходя из того, что различные человеческие цивилизации внесли свой вклад в создание и развитие математики,

Исходя из того, что психология установила способность практически каждого человека к определенному уровню математической деятельности, и что нет никаких оснований считать, что девочки менее способны к изучению математики, чем мальчики,

Исходя из того, что обучение математики становится все более научно обоснованным и эффективным,

Исходя из необходимости расширения Рекомендации № 31, относящейся к преподаванию математики в начальной школе, принятой XIII Международной конференцией по народному образованию

обращается к Министрам образования различных стран со следующей рекомендацией.

Цели обучения математике

1. В ходе общего и профессионального среднего образования все возможности следует использовать для обучения математики в целях интеллектуального развития и воспитания. Эти цели включают способности к логическому мышлению (в которое входят: анализ, абстракция, схематизация, дедуктивное рассуждение, обобщение, конкретизация, практическое применение, критическая оценка и т. д.), ясному выражению своих мыслей (порядок, точность, ясность, краткость и т. д.), наблюдению, пространственным и количественным представлениям, воображению в сфере математических абстракций, концентрации, настойчивости и систематическим усилиям. Наконец, к таким целям относится и формирование научного мировоззрения (объективности, интеллектуальной частности, интереса к исследованию и т. д.)

2. Практическая деятельность человека в природной среде, необходимость разбираться в задачах, возникающих в технологических, экономических и социальных процессах, делают все более необходимым владение базовым аппаратом математики (вычисление, геометрическое доказательство, геометрическая интерпретация, решение уравнений, использование формул, функций, таблиц и графиков) во все возрастающем количестве профессий.

3. Математика и свойственный ей стиль мышления должны рассматриваться как существенный элемент образования современного человека, даже если он не работает в научно-технологической области. Обучение математике, тесно связанное с обучением другим предметам, должно приводить учащихся к пониманию роли, которую математика играет в современной научной и философской картине мира.

4. Одной из главных целей углубленного изучения математики в старшей школе должна быть подготовка к продолжению образования в высшей школе, где постоянно возрастает роль математики, как основы технического и естественно-научного образования.

Место, отводимое математическим предметам в учебном плане

5. В основной и начальной школе математика должна быть обязательным предметов, на который выделяется адекватное число часов.

6. В старшей школе с углубленным изучением естественно-научных дисциплин должно быть предусмотрено необходимое время для изучения математики.

7. Желательно, чтобы учащиеся, проявляющие способности к естественно-математическим дисциплинам, могли бы выбирать обучение по углубленным программам, а также работать самостоятельно.

8. Курсы математики общекультурного, а не чисто технического, характера должны предлагаться, по крайней мере, как курс по выбору, в образовательных системах, где в некоторых профилях обучения (например, в школах искусств) математика не является обязательным предметом.

9. В любой системе оценивания вес математики должен соответствовать ее важности. Если математика является обязательным предметом, особенно, в естественно-научных профилях, он должен быть одним из основных, и особо учитываться в целостной оценке деятельности учащегося и при итоговой аттестации.

Программы

10. Программы обучения математике при обучении любого профиля должны соответствовать общим целям обучения математике и специфическим целям данного профиля.

11. Программы математического образования должны быть современными и обновляться в соответствии с прогрессом науки и нуждами современной технологии и жизни в целом, путем удаления устаревшего материала. Требует специального рассмотрения факт введения в школьное образования, с целью повышения уровня программ средней школы, таких разделов математики, как аналитическая геометрия, математический анализ, статистика и вероятность, а также усиления в них разделов, относящихся к функциям, векторам и прикладной математике.

12. Трудность и объем предметного содержания должен соответствовать интеллектуальному возрасту учащихся, их нуждам и интересам. Если представляется желательным преподавание углубленного содержания одаренным учащимся, то необходимо предпринимать специальные меры к тому, чтобы не потерять мотивации менее способных учащихся в результате предложения им непосильного материала.

13. Желательно строить учебные планы так, чтобы обучение математике базировалось на функциональных темах, которые, выявляют общие понятия, устанавливая соответствия между отдельными ветвями математики.

14. В этой связи желательно определить посредством тщательно проводимых педагогических экспериментов, в какой степени многообразная структура современной математики может служить усовершенствованию среднего образования.

15. Желательно, чтобы учителя имели свободу инициативы в расширении основных программ посредством факультативных дополнений.

Методы

16. В случаях, когда даются методические рекомендации, следует придавать им форму советов и предложений, стремящихся сообразовать обучение как с успехами психологии познания и преподавания математики, так и с сущностью и приложениями самой математики — теоретической науки, происходящей из реального мира и имеющей эффективное значение для нашего воздействия на действительность.

17. Все усилия должны быть приложены к тому, чтобы побуждать и поощрять учащихся к изучению математики посредством активного участия в образовательном процессе.

18. Необходимо:

19. Необходимо:

20. Важно:

21. Необходимо:

22. Нужно:

23. Важно:

24. Необходимо:

25. Необходимо:

Учебные материалы

26. Развитие методики математики влечет за собой соответствующие изменения в учебниках. Помимо книг по математике, позволяющих постепенно усваивать абстрактные понятия, ученик должен располагать книгами для углубленного повторения, где пройденные вопросы повторяются и систематизируются на более высоком уровне. Литература справочного, дополнительного и популярного характера, журналы и т. д. должны быть доступной в каждой классной библиотечке. Эта литература должна быть приспособлена к целям различных профилей и в ней должны быть представлены применения математики в повседневной практике и технологии, доступные материалы по теории, с учетом образовательных потребностей.

27. Наглядные и аудио-визуальные средства, конкретные математические модели (заимствованные из повседневной обстановки, построенные учащимися или учителями или, изготовленные производителями учебного оборудования), занимают всё большее место в обучении; они должны использоваться для активного формирования учащимися внутренних моделей абстрактных математических объектов.

Учителя

28. В математике, быть может, больше, чем в какой-нибудь другой дисциплине, роль учителя является первостепенной. Набор, подготовка и профессиональное развитие учителей математики должны быть предметом особого внимания и заботы со стороны органов управления образованием.

29. Учителя, на которых возложено обучение математике в средних школах, должны иметь математическое образование существенно более высокого уровня, чем тот, на котором они будут преподавать. Это образование должно включать не только изучение теоретической математики, но и часть прикладной математики, общую историю математической мысли, методологию самой математической науки и изучение элементарной математики, рассматриваемой с высшей точки зрения.

30. Необходимо специально заботиться о том, чтобы учащихся в более младших классах и менее способных учащихся учили лучшие учителя.

31. Соответствующая педагогическая и психологическая подготовка должна быть необходимым дополнением к математическому образованию учителя и включать достаточно ясное и зрелое знание общих целей и принципов гуманистического образования. В этой подготовке должны выделяться вопросы структурного развития интеллекта на основе развития математического мышления. Эта подготовка должна останавливаться на отношениях конкретного и абстрактного и включать методику использования моделей в математическом обучении. Будущий преподаватель должен быть подготовлен к наблюдению и к экспериментированию в области преподавания математики. Более всего он должен интересоваться молодежью и ее стремлениями с целью стать вдохновителем и наставником юности.

32. Нужно, чтобы работающий учитель математики мог находиться в курсе современного развития теоретической математической науки, ее важных актуальных приложений и новейших успехов дидактики своего предмета. Необходимо поддерживать профессиональное развитие учителей (лекции, курсы в каникулярное время, семинары, рабочие группы, стажировка, публикации и т. п.).

33. Рекомендации специализированных методистов и педагогических консультантов, примеры работы лучших педагогов являются превосходными средствами для повышения качества работы учителя.

34. Учитель математики должен пользоваться в современном обществе уважением и положением, на которое ему дают право научное образование и миссия.

35. Исходя из того, что во всех странах надлежащее обучение математике является существенным элементом образования, важно обеспечивать набор необходимого количества квалифицированных учителей. Это особенно важно, так как необходимое количество и качество учителей математики определяет научное, технологическое, экономическое и социальное развитие всех народов.

Международное сотрудничество

36. Правительства и международные культурные и образовательные организации, такие, как ЮНЕСКО, Международное бюро по образованию, Международная комиссия по математическому образованию, Международная комиссия по изучению и усовершенствованию математического образования, должны содействовать всеми средствами (публикации, лекции, встречи, выставки, поездки с целью изучения и стажировки за границей и т. д.) международному обмену идей, работ, исследований и результатов, полученных в математическом обучении, чтобы молодежь всего мира могла без замедления выигрывать в результате использования опыта и достижений учителей всех стран.

 

(На основе перевода с французского А. И. Маркушевича)